|
ТЕХНОЛОГИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Основная цель
общеобразовательной области «Технология» -
заложить основы подготовки учащейся молодежи
к трудовой деятельности в новых экономических
условиях, способствовать воспитанию и развитию
инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее
самоопределению в будущей профессиональной карьере.
Переход современного общества от
индустриального к информационному этапу развития
выдвигает в качестве одной из основных задач,
стоящих перед системой образования, задачу
формирования и совершенствования знаний
основ информационной культуры. Одна из
задач учителя технологии - использование
компьютера при изучении различных тем по
предмету. Появление ПК облегчило передачу, обработку, использование
и хранение информации. Работа учителя с
ПК экономит время написания
тематических планов, конспектов уроков, составления и
оформления различных тестов, дидактического материала
(технологических и инструкционных карт ( темы: «Кулинария»,
«Косметика», «Конструирование и моделирование одежды»,
«Информационные технологии» и т.д.).
Значительная роль ПК отводится на формирование
у учащихся навыков самостоятельного умственного труда.
Должное внимание необходимо уделять саморазвитию
учеников, организации их самостоятельной работы. Переход
на новые формы работы - один из основных
факторов, обеспечивающих большую эффективность и
повышение качества обучения. С помощью ПК
учащиеся готовят и оформляют доклады, различную
информацию, составляют минитесты по изученным темам. И,
конечно, огромная роль ПК в исследовательской
работе - при оформлении творческих проектов
по технологии. Творческий проект учащиеся
выполняют не только в программе «Microsoft Word» ,
но и в программе «Microsoft
Power Point».
В процессе творческой деятельности учитель
решает следующие задачи:
1. Реализация основного принципа самостоятельной работы: «
что сделано самим, лучше запоминается».
2. Обеспечение индивидуальных темпов обучения. На
открытом уроке, где новая тема изучалась самостоятельно с помощью
компьютера, каждый работал в удобном для
него темпе, по мере своих способностей.
3. Привитие навыков творческой работы.
4. Умение работать на компьютере с
различными программами. Использование различных
программных средств ( например, «Выкройки: Детская одежда»)
позволяет за короткое время получить точную выкройку
для раскроя изделия.
Использование компьютера на уроках технологии – это средство (одно из
многих!) достижения учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный
процесс и способствует развитию и личности ученика, и профессионализма учителя.
Использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически
обосновано, а не служить данью веления времени. Не стоит использовать компьютер
там, где более эффективны другие средства обучения. Они не заменят практических
работ, которые лежат в основе самого предмета технологии. Так, при обучении
технологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового
материала (презентации для лекций), при проверке знаний учащихся. Применение
слайд – фильмов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более
высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными формами. При
подготовке слайд – фильма к уроку можно использовать электронные учебники,
информацию сети Интернет.
При объяснении нового материала можно пользоваться как готовыми
компьютерными программными средствами на компакт – дисках, так и созданные
учителем и учениками, иллюстрированными материалами. Такие иллюстрирующие
объяснения учителя представляют собой интерес, потому что они не просто
заменяют традиционный плакат, но позволят активизировать внимание учащихся.
Например, при изучении темы «Молочные блюда» первый слайд может содержать
изображения молочных блюд и краткое текстовое пояснение; второй, третий и т.д.
– иллюстрации продуктов, используемых для приготовления, и содержащиеся в нем
витамины; шестой – схему приготовления молочного блюда. Для каждого слайда
нужно подобрать из учебных пособий, книг, сети Интернет яркую красочную
картинку или создать ее самому в графическом редакторе, а также составить
короткий пояснительный текст. Можно использовать компьютерную программу PowerPoint, обладающую
возможностями анимации и подключения звукового сопровождения. Как было сказано
выше, существуют КПС на компакт-дисках, которые можно использовать при
объяснении изучаемого материала («Техника молодежи», «Кухни мира», «Учимся
поварскому искусству», «Учимся парикмахерскому искусству», «Учимся шить»,
«Выкройки: детская одежда» и др.).
Например, детская иллюстрированная энциклопедия «Техника» содержит
видео- и звуковую информацию о назначении, принципе действия, способе
изготовления около 120 предметов. Учитель может воспользоваться ею и
продемонстрировать на экране монитора (или большом экране), например, внешний
вид и принцип работы кухонного комбайна, микроволновой печи, холодильника,
стиральной машины и др. При этом показ на экране сопровождается текстом,
читаемым диктором.
Для оформления документации широко применяются текстовый и графический
редакторы, электронные таблицы и другие КПС. Для учащихся оформление
документации – это подготовка пояснительной записки к выполненному проекту, которая
может содержать описание изделия, его эскиз, технический рисунок и чертеж,
технологическую карту, экономический расчет, оценку проделанной работы и
выводы. Текст пояснительной записки обычно набирается и обрабатывается в
текстовом редакторе Word.
В нем же составляются различные блок-схемы, например, приготовления кулинарного
блюда. Экономический расчет часто проводят с помощью электронных таблиц Excel. Эскиз изделия
выполняется в графическом редакторе, например, Paint. Фотографии, помещенные в пояснительную
записку обрабатываются компьютерной программой Adob Photoshop. Компьютерную
программу Excel можно
применить для создания схем и рисунков для вышивки крестом.
Серьезная проблема – отсутствие готовых обучающих компьютерных программ по
технологии. Поэтому приходится своими силами создавать программно-методический
комплекс для компьютерной поддержки занятий по технологии. Мною разработана
презентация для самостоятельной работы учащихся и для демонстрации через
проектор по теме «Моделирование прямой юбки»; слайд – фильм по «Цветоведению»,
помогающий объяснять правила подбора цвета при проектировании лоскутного
изделия (слайды: основы работы с цветовым кругом, виды гармоничных цветовых
сочетаний).
В течение трех лет я формирую банк данных для занятий по обслуживающему
труду. В «Методической» папке содержатся рабочая программа по технологии,
календарно-тематическое планирование, критерии оценки знаний и умений, тестовые
задания. В папке «Мастерская» находится паспорт школьной мастерской, правила
техники безопасности. В папке «Художественная обработка материалов» хранятся
инструкционные карты, которые по мере необходимости выводятся на печать и
используются на уроке в качестве раздаточного материала. Использование
компьютера позволяет рационально распределить время занятия, освобождает
учащихся и учителя от лишних записей, повышает уровень усвоения и объективность
оценки знаний.
Известно, что такие средства обучения как видеофильмы, слайды и т.п., во
многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала,
пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям. В последнее время все больше
внимания уделяется разработке новых средств обучения на основе компьютерных
технологий. Принято выделять несколько видов компьютерной поддержки учебного
процесса: 1) обучающие программы, включающие гипертекст, вопросы для
самопроверки, базы данных; 2) моделирующие программы; 3) компьютерное
тестирование; 4) обучающие средства, включающие перечисленные виды компьютерной
поддержки. Опыт показывает, что компьютерный слайд – фильм по сравнению с
другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:
- содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащемуся быстро
воспринять и усвоить полученную информацию;
- представляет собой открытую систему, что дает возможность расширять,
дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию;
-удобен в использовании и хранении;
- позволяет при наличии проекционного устройства демонстрировать материал
одновременно всем учащимся, что не оказывает вредного воздействия, как работа
непосредственно перед экраном монитора;
- позволяет сделать занятие более динамичным, а сэкономленное время
использовать для практической работы;
- дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном
для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.
При
изучении тем по технологии
возможно использование программных средств. Тема
«
Вышивание» -5,8 класс, тема
«Косметика» -6,7 кл. – «MAGGI»,
«Гигиена девушки» - 5-7 кл.
–«Виртуальный имиджмейкер» - уникальная
программа подбора
различных причесок, вида макияжа , тема
«Элементы
материаловедения и «Элементы машиноведения» - 5-7
кл. –
«Энциклопедия шитья «Домашний очаг»».
Большое значение имеет использование компьютера
при изучении тем в 8 классе - « Информационные
технологии в домашней экономике» ( работа с программой ЕХСEL -
составление электронных таблиц); в 10кл. –
знакомство с основами делопроизводства и
возможностями использования ПК при оформлении
документов( текстовый редактор), знакомство с базой
данных, ведения документов в офисе, школе.
В современных условиях, когда
человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими
становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать
познавательную деятельность. Особенно остро эта задача становится перед
учителем, который должен такую деятельность учащихся организовать. Один учитель
информатики этой проблемы не решит. Его задача – научить пользоваться
компьютерными технологиями. Причем умения и навыки на уроке информатики
отрабатываются на репродуктивном уровне, обеспечивающем необходимые базовые
знания, навыки и интеллектуальные умения, которые как раз и определяются
стандартными требованиями в данной предметной области. На продуктивном уровне
эти навыки должны использоваться при изучении других предметов. Но это возможно
только при наличии определенной мотивации, что может обеспечить
учитель-предметник. Для реализации такой модели необходим механизм подготовки
массового учителя, владеющего навыками работы в компьютерной информационной
среде на уровне пользователя.
Учителю Технологии и предпринимательства
представлено особо широкое поле деятельности в этом направлении. С одной
стороны раздел «Информационные технологии» является составляющей частью
программы образовательной области «Технология», подготовленный учитель может
организовать предпрофильную и профильную подготовку по направлению
«Информационные технологии». С другой стороны можно определить возможности использования
компьютера на уроках технологии по следующим направлениям:
- использование электронных
энциклопедий по разделам техники, экономики, экологии и прикладного
искусства для иллюстрации теоретического материала урока;
- использование
информационно-справочных систем по разделам технологии;
- использование тематических
сайтов Интернета как наглядного пособия для иллюстрации теоретического
материала урока;
- использование Интернета для
подбора информации к творческим проектам;
- использование текстов на
компьютере для описания проектов;
- создание рисунков-эскизов
на компьютере;
- создание чертежей на
компьютере;
- создание компьютерных
моделей различных технических и технологических процессов.
К такой деятельности будущий учитель
должен быть подготовлен.
Создание слайд – фильмов – это увлекательный творческий процесс, который
обогащает профессиональную палитру учителя. Конечно, подготовка уроков с
использованием современных информационных технологий – это удел энтузиастов,
поскольку требует много времени для поиска, систематизации и оформления
информации. Но вложенный труд будет накапливаться, и составлять
интеллектуальное богатство учителя. А лучшей наградой станет возрастающий
интерес ребят к предмету, радостное ожидание ими урока технологии.
Фотоотчет с выставки "Родник детства"
|