Работа с одаренными детьми
В моду входят не только одежда,
но и те или иные слова, идеи… сегодня модной стала проблема детской
одаренности. Везде и всюду ищут, развивают таланты, создают фонды для помощи
талантам. Когда я готовилась к выступлению, то обратила внимание на то, что в Интернете
очень много сайтов об одаренных детях, которые в основном содержат информацию о
программах их развития, встречах губернаторов, мэров с талантами.
Действительно, проблема
одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Ведь раскрытие
талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Где
наблюдается резкое возрастание потребности в творческих людях, обладающих
нестандартным мышлением, им легче найти работу, сделать карьеру.
Поэтому раннее
выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну
их главных проблем совершенствования системы образования.
В современной литературе появляется
все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В
«Пушкинке» 17 книг посвященных этой проблеме. Давайте вспомним некоторые
теоретические аспекты данного вопроса.
Ученые,
изучая проблему одаренности, задаются следующими основными вопросами:
1. Что такое «одаренность»?
2. Как выявить одаренных детей?
3. Как можно влиять на развитие одаренности?
1.1. Понятие и определение одаренности у детей
Анализ
литературы показал, что до сих пор нет единого определения понятия
«одаренность». Все имеющиеся определения можно разделить на две группы:
- Понятие
«одаренность» происходит от слова «дар», и означает благоприятные внутренние
предпосылки и задатки развития. Одаренность – это иной способ осуществления
деятельности.
- Одаренность
– это сочетание высокого уровня развития познавательных, общих и специальных
способностей. Способности здесь понимаются как результата деятельности.
В любом
случае, ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами
опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных
способностей (музыкальных, художественных и др.). [1, c. 78]
1.2. Виды одаренности
Одаренные
дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам
одаренности относятся следующее.
Художественная одаренность.
Он
подразумевает высокие достижения в области художественного творчества. Так, в
нашей школе одаренной в области живописи можно назвать Эккерт Ирину (10 кл.),
которая рисует замечательные пейзажи; в области музыки – Арндта Романа (выпуск
2005 г.), пишущего музыку и др.
Общая интеллектуальная одаренность.
Главным
является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают
основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко
развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих
областях знаний. Этим видом одаренности
обладают Граф Антон (выпускник 2005 г. с золотой медалью), Мухин Рустам (10
кл.) – неоднократные победители олимпиад.
Социальная одаренность.
Определение
социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать
зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Перечисленные
виды одаренности проявляются по-разному в зависимости от индивидуальных
особенностей и своеобразия окружения ребенка. [2, c. 101]
Среди многих
моделей одаренности заслуживает особое внимание «трехкольцевая модель
одаренности» Дж. Рензулли, созданная на основе изучения одаренных детей и
взрослых. Она включает в себя три компонента: интеллект выше среднего,
усиленную мотивацию и креативность (расположенность к творчеству). Из структуры
следует, что различия по умственной одаренности
сводится к тому, что могут быть различными соотношения
«составляющих», относительная роль
каждой из них. Этой моделью удобно пользоваться на практике, анализируя
одаренность ребенка.
2. Методы диагностики одаренности
Одаренность
детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания,
в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
Рекомендуется проводить
диагностические срезы следующих параметров индивидуального развития учащихся:
1) определение уровня
познавательных интересов с помощью анкетирования, я также провожу ранжирование
учебных дисциплин;
2) определение уровня интеллекта
с помощью теста англ. психолога Айзенка, состоящего из 40 заданий;
3) определение уровня развития
творческих способностей с помощью теста Пола Торранса, в котором учащимся
предлагается придумать как можно больше вариантов того, что изображено на
рисунке. Например, у одного из моих учеников рис. 2 ассоциируется с человеком,
который тонет; рис. 3 – с человеком, который зарылся в песок. У другого – все
рисунки – это последовательность операций на головном мозге: 1- наметили место
операции, 2 – просверли голову, 3 – пациент умер, 4 – пациент в гробу, 5 –
могила пациента. Конечно, такие тесты надо проводить с помощью психолога.
Таким образом,
выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо
использовать все возможные источники информации о ребенке.
3. Обучение
одаренных детей
При выявлении
детей с незаурядными умственными возможностями
встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному
развитию.
В нашей стране хорошо известны
такие формы обучения одаренных детей как специальные классы, специализированные
школы, факультативы, внешкольные кружки, заочные школы, станции юных техников,
биологов и т.д. Немаловажную роль играет переход на профильное обучение старшей
школы. Это ориентировано на индивидуализацию обучения, что дает ученику
возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, освоить выбранный
предмет на повышенном уровне.
Среди
педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение
одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо
создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно
другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми,
иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с
ними. Я считаю, что если у одаренного ребенка есть возможность учиться в
специальной школе, то он должен ее использовать.
У наших
деревенских детей такой возможности нет. Поэтому, выявив одаренных детей, мы
должны научить их думать, предпринять все возможности для развития их
способностей.
Первым
помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Этот интерес можно
поддерживать по-разному: рассмотрением творческих задач, решение которых
предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся, которые могут иметь
один правильный ответ при разных вариантах решений, либо допускают множество
ответов; решением задач практического содержания (я использую такую литературу,
как ж. Биология в школе, Колбовский «Экология для любознательных, или о чем не
узнаешь на уроке», Кулев «Общая биология 10-11 классы»); историческими
экскурсами к истокам изучаемых вопросов; занимательными элементами урока (например,
мои ученики очень любят интеллектуальную игру «Кто хочет стать отличником?», ее
прототипом служит телевезионная игра «Кто хочет стать миллионером?». Содержание
игры носит межпредметный характер и включает вопросы по химии, биологии,
географии и физике); проведение эксперимента. Интерес формируется, конечно же,
и через внеклассные занятия: факультативы и кружки, цель которых – расширение и
углубление знаний по предмету, развитие способностей. В результате такой работы
должна проявиться склонность к науке, которая определит выбор будущей
профессии.
Традиционные декадники,
олимпиады, НОУ проводимые в нашей школе, районе, области также помогают
одаренным детям проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных
предметов.
Подготовку к олимпиаде учащихся, которые
с интересом занимаются биологией, а в будущем планируют сделать ее своей
профессией, провожу следующим образом: начать подготовку необходимо с
тестирования по различным разделам. Первый шаг на пути подготовки к олимпиаде –
устранение пробелов в знаниях школьного курса. Второй шаг – чтение
дополнительной литературы: необходимо научить школьника работать с книгой,
составлять конспекты. Рекомендую литературу: Заяц «Биология для поступающих в
ВУЗы», энциклопедии из серии «Я познаю мир. Биология. Генетика», Чащин
«Природопользование и охрана природы на территории Омской области», Ананьев
«Экология растений, животных и человека в Омской области». Третий шаг – решение
задач и тестов. Использую задания предыдущих олимпиад и книгу «Биология: Сборник
тестов, задач и заданий с ответами/ По материалам Всероссийских и Международных
олимпиад».
Подготовленные
мною учащиеся 10 и 11 классов заняли призовые места в районной олимпиаде по
биологии в 2005 уч. году, приняли участие в зональном конкурсе. Немало важную
роль в этом сыграли тесты, которые я постоянно использую на уроках. Тесты я
составляю с помощью такой литературы: «Биология: Большой справочник для
школьников и поступающих в ВУЗы», «Готовимся к ЕГЭ: Общая биология», Пименов
«Уроки биологии в 10 (11) классе»,
Предлагаю их вашему вниманию.
В прошедшем 2004-2005
учебном году на районной научно-практической конференции ученицы Нецель О. (11
кл.) и Эккерт И. (10 кл.) выступили с работой «Как и почему мы стареем?» и
заняли 1 место. Исследование осуществлялось в несколько этапов: на первом этапе
проводился анализ состояния проблемы старения и путей его преодоления в
специальной литературе; на втором этапе было проведено исследование: собраны
сведения о долгожителях Азовского района и проведены беседы со старейшими
жителями с. Цветнополье с целью выявления факторов, влияющих на
продолжительность жизни; в ходе третьего этапа проводился анализ результатов
экспериментальной работы.
В этом году
Нецель Ольга поступила в мед. академию.
Таким
образом, работу с детьми, имеющими повышенные учебные способности можно
осуществлять по следующему плану:
1. Диагностика параметров индивидуального развития.
2. Организация индивидуальной работы на уроке (определить
меру трудности задания, создать индивидуальный план работы, разработать систему
творческих заданий)
3. Исследовательская деятельность с учетом интересов ученика.
Не смотря на
трудности работы с одаренными детьми, которые задают неожиданные вопросы на
уроках, не всегда хотят подчиняться
общим требованиям, каждому из нас хочется, чтобы такие дети обязательно были в
классе, в котором он работает. Ведь это мощный стимул для саморазвития, веры в
собственные силы и самоуважения.
|