НОУ 2005
Тема "Как и почему мы стареем?"

Тема "Как и почему мы стареем?" (692 КБ)

НОУ 2006
Тема "Как похудеть?"

Тема "Как похудеть?" (12,3 МБ)
 

Фотогалерея













Работа с одаренными детьми (1,85 МБ)    Работа с одаренными детьми

  В моду входят не только одежда, но и те или иные слова, идеи… сегодня модной стала проблема детской одаренности. Везде и всюду ищут, развивают таланты, создают фонды для помощи талантам. Когда я готовилась к выступлению, то обратила внимание на то, что в Интернете очень много сайтов об одаренных детях, которые в основном содержат информацию о программах их развития, встречах губернаторов, мэров с талантами.

Действительно, проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Ведь раскрытие талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Где наблюдается резкое возрастание потребности в творческих людях, обладающих нестандартным мышлением, им легче найти работу, сделать карьеру.

Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

            В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В «Пушкинке» 17 книг посвященных этой проблеме. Давайте вспомним некоторые теоретические аспекты данного вопроса.

Ученые, изучая проблему одаренности, задаются следующими основными вопросами:

1.      Что такое «одаренность»?

2.      Как выявить одаренных детей?

3.      Как можно влиять на развитие одаренности?          

1.1. Понятие   и определение одаренности у детей

Анализ литературы показал, что до сих пор нет единого определения понятия «одаренность». Все имеющиеся определения можно разделить на две группы: 

- Понятие «одаренность» происходит от слова «дар», и означает благоприятные внутренние предпосылки и задатки развития. Одаренность – это иной способ осуществления деятельности.

- Одаренность – это сочетание высокого уровня развития познавательных, общих и специальных способностей. Способности здесь понимаются как результата деятельности.

В любом случае, ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). [1, c. 78]

1.2. Виды одаренности

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга  по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующее.

Художественная одаренность.

Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества. Так, в нашей школе одаренной в области живописи можно назвать Эккерт Ирину (10 кл.), которая рисует замечательные пейзажи; в области музыки – Арндта Романа (выпуск 2005 г.), пишущего музыку и др.

Общая интеллектуальная одаренность.

            Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.  Этим видом одаренности обладают Граф Антон (выпускник 2005 г. с золотой медалью), Мухин Рустам (10 кл.) – неоднократные победители олимпиад.

Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. [2, c. 101]  

Среди многих моделей одаренности заслуживает особое внимание «трехкольцевая модель одаренности» Дж. Рензулли, созданная на основе изучения одаренных детей и взрослых. Она включает в себя три компонента: интеллект выше среднего, усиленную мотивацию и креативность (расположенность к творчеству). Из структуры следует, что различия по умственной одаренности  сводится к тому, что могут быть различными соотношения «составляющих»,  относительная роль каждой из них. Этой моделью удобно пользоваться на практике, анализируя одаренность ребенка.

2. Методы диагностики одаренности

 Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.  

Рекомендуется проводить диагностические срезы следующих параметров индивидуального развития учащихся:

1) определение уровня познавательных интересов с помощью анкетирования, я также провожу ранжирование учебных дисциплин;

2) определение уровня интеллекта с помощью теста англ. психолога Айзенка, состоящего из 40 заданий;

           3) определение уровня развития творческих способностей с помощью теста Пола Торранса, в котором учащимся предлагается придумать как можно больше вариантов того, что изображено на рисунке. Например, у одного из моих учеников рис. 2 ассоциируется с человеком, который тонет; рис. 3 – с человеком, который зарылся в песок. У другого – все рисунки – это последовательность операций на головном мозге: 1- наметили место операции, 2 – просверли голову, 3 – пациент умер, 4 – пациент в гробу, 5 – могила пациента. Конечно, такие тесты надо проводить с помощью психолога.

Таким образом, выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке.

 3. Обучение  одаренных детей

При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями  встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.

В нашей стране хорошо известны такие формы обучения одаренных детей как специальные классы, специализированные школы, факультативы, внешкольные кружки, заочные школы, станции юных техников, биологов и т.д. Немаловажную роль играет переход на профильное обучение старшей школы. Это ориентировано на индивидуализацию обучения, что дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, освоить выбранный предмет на повышенном уровне.

Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними. Я считаю, что если у одаренного ребенка есть возможность учиться в специальной школе, то он должен ее использовать.

У наших деревенских детей такой возможности нет. Поэтому, выявив одаренных детей, мы должны научить их думать, предпринять все возможности для развития их способностей.

Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Этот интерес можно поддерживать по-разному: рассмотрением творческих задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся, которые могут иметь один правильный ответ при разных вариантах решений, либо допускают множество ответов; решением задач практического содержания (я использую такую литературу, как ж. Биология в школе, Колбовский «Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке», Кулев «Общая биология 10-11 классы»); историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов; занимательными элементами урока (например, мои ученики очень любят интеллектуальную игру «Кто хочет стать отличником?», ее прототипом служит телевезионная игра «Кто хочет стать миллионером?». Содержание игры носит межпредметный характер и включает вопросы по химии, биологии, географии и физике); проведение эксперимента. Интерес формируется, конечно же, и через внеклассные занятия: факультативы и кружки, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей. В результате такой работы должна проявиться склонность к науке, которая определит выбор будущей профессии.

Традиционные декадники, олимпиады, НОУ проводимые в нашей школе, районе, области также помогают одаренным детям проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных предметов.
 Подготовку к олимпиаде учащихся, которые с интересом занимаются биологией, а в будущем планируют сделать ее своей профессией, провожу следующим образом: начать подготовку необходимо с тестирования по различным разделам. Первый шаг на пути подготовки к олимпиаде – устранение пробелов в знаниях школьного курса. Второй шаг – чтение дополнительной литературы: необходимо научить школьника работать с книгой, составлять конспекты. Рекомендую литературу: Заяц «Биология для поступающих в ВУЗы», энциклопедии из серии «Я познаю мир. Биология. Генетика», Чащин «Природопользование и охрана природы на территории Омской области», Ананьев «Экология растений, животных и человека в Омской области». Третий шаг – решение задач и тестов. Использую задания предыдущих олимпиад и книгу «Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами/ По материалам Всероссийских и Международных олимпиад».

  Подготовленные мною учащиеся 10 и 11 классов заняли призовые места в районной олимпиаде по биологии в 2005 уч. году, приняли участие в зональном конкурсе. Немало важную роль в этом сыграли тесты, которые я постоянно использую на уроках. Тесты я составляю с помощью такой литературы: «Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы», «Готовимся к ЕГЭ: Общая биология», Пименов «Уроки биологии в 10 (11) классе»,  Предлагаю их вашему вниманию.

 В прошедшем 2004-2005 учебном году на районной научно-практической конференции ученицы Нецель О. (11 кл.) и Эккерт И. (10 кл.) выступили с работой «Как и почему мы стареем?» и заняли 1 место. Исследование осуществлялось в несколько этапов: на первом этапе проводился анализ состояния проблемы старения и путей его преодоления в специальной литературе; на втором этапе было проведено исследование: собраны сведения о долгожителях Азовского района и проведены беседы со старейшими жителями с. Цветнополье с целью выявления факторов, влияющих на продолжительность жизни; в ходе третьего этапа проводился анализ результатов экспериментальной работы.

В этом году Нецель Ольга поступила в мед. академию.

Таким образом, работу с детьми, имеющими повышенные учебные способности можно осуществлять по следующему плану:

1.                           Диагностика параметров индивидуального развития.

2.                           Организация индивидуальной работы на уроке (определить меру трудности задания, создать индивидуальный план работы, разработать систему творческих заданий)

3.                           Исследовательская деятельность с учетом  интересов ученика.

Не смотря на трудности работы с одаренными детьми, которые задают неожиданные вопросы на уроках, не всегда  хотят подчиняться общим требованиям, каждому из нас хочется, чтобы такие дети обязательно были в классе, в котором он работает. Ведь это мощный стимул для саморазвития, веры в собственные силы и самоуважения.










































Hosted by uCoz