|
Использование информационных технологий
для активизации познавательной деятельности учащихся
О неумолимом беге времени и неизбежных
переменах в жизни людей, с ним связанных, справедливо писал А. Тарковский:
Все меньше тех вещей,
Среди которых я в детстве жил,
На свете остается…
И
это естественно. На смену «тем вещам» пришли другие. Жизнь
требует новых
подходов,иныхрешений.
В современных условиях, когда человечеством
осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся
умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную
деятельность. Особенно остро эта задача становится перед учителем, который
должен такую деятельность учащихся организовать. Большую помощь в повышении эффективности
образования оказывает компьютер.
На современном этапе в преподавании биологии
особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного
познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда
интересно детям с низкой познавательной активностью.
Актуальность данной работы заключается в том, что появляется
противоречие между трудностями усвоения учебного материала у детей с
недостаточным познавательным интересом к учебе и необходимостью обеспечить
выполнение обязательного образовательного стандарта, а также включением
учащихся в активный познавательный процесс. Разрешить данное противоречие
позволяет использование новых информационных технологий.
Целью
данной работы является выявление форм и методов применения новых информационных
технологий в учебно-воспитательный процесс для активизации познавательной
деятельности учащихся.
Исходя
из цели, были определены следующие задачи:
· изучить
психолого-педагогическую литературу и выяснить состояние проблемы использования
информационных технологий в образовательном процессе;
· разработать
дидактический материал по школьному курсу «Общая биология» с использованием
новых информационных технологий;
· способствовать
повышению уровня мотивации учебной деятельности к предмету;
· повысить качество
знаний учащихся;
· активизировать
познавательную деятельность школьников.
Практическая значимость работы состоит в
том, что разработанный дидактический материал с использованием новых
информационных технологий может быть использован учителем биологии для
повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Проблемой использования компьютеров в
обучении занимаются многие выдающиеся ученые, такие как В.В. Гузеев, В.А.
Далингер, И.В. Роберт и другие.
Анализ литературы показал, что, по мнению
многих авторов «новые информационные технологии – это способы получения,
обработки, хранения и распространения информации с помощью современных машин и
программных продуктов». В своей работе я придерживаюсь данного определения.
В педагогической и
методической литературе отмечены несколько направлений применения
информационных технологий в образовании, среди них востребованы в школьной
учебной практике - четыре основных: компьютер, как средство контроля знаний;
лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования; мультимедиа-технологии,
как иллюстративное средство при объяснении нового материала, персональный
компьютер, как средство самообразования.
В данной работе я представила свой опыт
работы по использованию ИТ в преподавании биологии в урочной и внеурочной деятельности.
Использование компьютера на уроках биологии –
это средство (одно из многих!) достижения учебных целей. Это средство, которое
обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности ученика, и
профессионализма учителя.
При обучении биологии использование
компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений
и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во
время проведения биологического практикума.
Использование компьютерных технологий на
уроках изучения нового материала может осуществляться в нескольких
направлениях. Первое из них – это информационная поддержка предмета,
выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по биологии:
мультимедийные энциклопедии («Хочу все знать: животные»), электронные учебники
(«1С: Школа. Экология, 10-11 классы», «Просвещение. Биология», «Экология»,
«Физикон. Открытая биология – 2,5»). В общей биологии есть ряд разделов,
отличающихся сложностью явлений и протекания процессов, а вследствие этого,
сложных для восприятия и понимания. К таким процессам можно отнести: микромир
клетки – строение и функции органоидов, биосинтез белка, развитие жизни на
Земле и др. Подвижные компьютерные модели помогают учащимся выйти из
затруднительного положения – понять явление, которое сложно представить.
Компьютер не только создаёт модель явления, но также позволяет изменить условия
протекания процесса, просмотреть с оптимальной для усвоения скоростью.
Исходя из обеспечения
большинства общеобразовательных школ вычислительной техникой, отмечу, что
существуют два варианта использования электронного пособия:
1. В кабинете
биологии имеется один персональный компьютер, на котором установлен
компьютерный курс, использующийся в демонстрационном режиме (с помощью
мультимедийного проектора).
2. Урок проводится в
компьютерном классе с использованием сетевой версии компьютерного курса для
индивидуальной работы отдельных учеников или небольших групп. На таких уроках учащиеся получают
инструктивную карточку, которую составляет учитель в соответствии с текстом
электронного учебника.
Возможности использования компьютера как сверхэффективного
средства создания проблемных ситуаций на уроках биологии. При этом учитель
может, например:
1. отключить звук и попросить прокомментировать учеников
наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо не
возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием. Условное
название этого приема: «Что бы это значило?»;
2. остановить кадр и попросить ученика, проделав
мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса.
Дадим этому приему условное название «А дальше?»;
3. продемонстрировать какое-либо явление, процесс и
попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так.
Назовем этот принцип «Почему?».
Используя электронно-вычислительную технику в
качестве эффективного средства обучения, оказалось недостаточным работать
только с готовыми информационными продуктами, следует создавать свои.
Применение слайд – фильмов во время лекций обеспечивает динамичность,
наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с
традиционными формами. При подготовке слайд – фильма к уроку можно использовать
электронные учебники, сканированные рисунки и схемы, информацию сети Интернет.
Помимо лекционных уроков, использование
компьютера эффективно при закреплении знаний. На промежуточном этапе между
получением новой информации (лекция) и контролем знаний (опрос, зачет).
Необходимо организовать работу учащихся по освоению материала темы, основанную
на самоконтроле. Один из эффективных способов – обучающее тестирование. Данная
деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной
программой. Учащийся получает возможность работать в удобном для него темпе и
обращать внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у
него. А учитель проводит индивидуальную работу с теми учащимися, которые
нуждаются в помощи.
Также на уроках биологии ИТ использую при
проведении лабораторного практикума и контроле знаний учащихся (компьютерное
тестирование). При этом использование компьютерных программ решает ряд
важнейших задач:
-
повышает объективность оценки ответов;
-позволяет
осуществлять индивидуальный подход к обучению;
-
сокращает время проверки знаний учащихся.
Компьютерные тесты ориентированы не столько на запоминание,
сколько на понимание. Они содержат не только текстовый, но и графический
материал, а также, где это возможно, видео-фрагменты. Для получения успешного
результата учащемуся необходимо анализировать все виды представленной
информации.
Новые ИТ активно внедряю в исследовательскую
деятельность учащихся. Широко распространённая в последнее время проектная
деятельность может быть представлена в форме мультимедийной презентации,
позволяющая сделать доступным и привлекательным результаты исследовательской
работы.
В течение трех лет я формирую банк данных для
занятий по биологии. В «Методической» папке содержатся рабочая программа по
биологии, календарно-тематическое планирование, критерии оценки знаний и
умений, тестовые задания.
Таким образом, если технологические
возможности сопровождены соответствующей методикой использования, это делает
преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для
учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на
всех трех этапах обучения.
Для изучения результативности реализации
задачи повышения уровня мотивации учебной деятельности проводилось
анкетирование.
Также проводились контрольные срезы для
выявления уровня знаний учащихся.
Столбиковая диаграмма позволяет судить об эффективности
использования ИТ для повышения уровня усвоения знаний.
О повышении эффективности образовательного
процесса при использовании ИТ также свидетельствует увеличение числа учащихся,
занимающихся исследовательской деятельностью, участие в олимпиаде и
научно-практической конференции.
Подготовленные мною учащиеся 10-11 классов
заняли I, II и III места в районной олимпиаде по биологии, участвовали в
2005 и 2006 годах в зональных соревнованиях.
На
районной научно-практической конференции мои ученицы выступили с работой «Как и
почему мы стареем?» и заняли I место (2005
г), «Как похудеть?» - II место (2006
г).
Также одним из показателей эффективности моей
работы является тот факт, что 15 % выпускников 2005 года связали свою
профессиональную деятельность с биологией.
Таким образом, можно отметить, что основные
результаты деятельности по решению поставленных задач свидетельствует об
эффективности осуществления образовательного процесса. В то же время вижу
перспективу своей педагогической деятельности в дальнейшем развитии
исследовательской деятельности учащихся, раскрывающей большие возможности для
развития интеллектуальных, познавательных, практических умений детей.
|